НЕКОТОРЫЕ ОБОБЩЕНИЯ И ВЫВОДЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. НЕКОТОРЫЕ ОБОБЩЕНИЯ И ВЫВОДЫ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Итак, теория власти и управления предстает перед нами как особая область человеческого знания, исследующая, обобщающая и рекомендующая к применению познанные законы и закономерности социального развития, основные принципы, механизмы, формы и методы управления обществом, его основными сферами и их различными структурами.
Власть и управление. Власть и господство над людьми — это сложный и многогранный процесс взаимодействия различных факторов, социальных сил и конкретных исторических лиц. Власть предстает как системный социальный и психологический феномен, включенный в ткань всего историко-культурного развития человечества. В реализации власти и господства существенную роль играют коллективные представления (архетипы), преобладающие в том или ином обществе в определенный исторический период. Власть и господство имеют глубинные, подсознательные и эмоционально-волевые основы, заложенные в биоло1 ических, природных и социально обусловленных началах психической жизни человека. Командование в различных его формах является принципом власти, требующим наличия другого принципа — подчинения. Командование и исполнение, господство и подчинение, властность и покорность являются неразрывными и взаимодействующими принципами власти, которым соответствуют два человеческих типа — ведущего (лидера) и ведомого, добровольно или вынужденно принимающего власть.
Личностные качества лидерства и подчинения кроме своей социальной природы имеют также глубинные биологические и психофизиологические корни. В ряде современных исследований выявлено, например, что в основе отношений господства — подчинения лежит функционирование особого участка головного мозга, так называемого мозолистого тела.ТЕОРИЯ ВЛАСТИ. Эти отношения опосредованно проявляются также в темпераменте человека, где принято различать типы: холерический и сангвинический (ведущие), флегматический и меланхолический (ведомые). Два взаимосвязанных типа — ведущий и ведомый — прослеживаются как на биологическом (вожак и стая), так и на психологическом (лидер и группа) и социальном (правительство и население) уровнях. При этом управляющие находятся в определенной социально-психологической зависимости от управляемых, их уровня образования, признаваемых ими ценностей, доминирующих в обществе социальных слоев, общественных сфер, национального возраста и пола, темперамента и социального характера. Но, независимо от уровня социальной иерархии, исторического периода и типа общества, власть как социальное явление всегда несет в себе нечто иррациональное, темное, демоническое, что не может не отражаться на ее носителях.
Управление представляет собой возникшую в результате общественного разделения труда сферу человеческой деятельности, направленную на координацию и организацию объекта управления для достижения определенных целей. Различают три основных класса управления: управление техническими, биологическими и социальными системами. Управление людьми, или социальное управление, является преимущественно предметом изучения социальных наук (философии, социологии, психологии, политической науки). Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное управление, управление материальным и духовным производством. Каждый вид управления представляет собой многоуровневую систему, где различаются три основных уровня: макро- (масштаб всей социальной системы), мезо- (масштаб составляющих этой системы) и микро- (масштаб индивида, личности, члена социальной общности). Каждый вид управления осуществляется в двух основных формах — управление ресурсами материальными (включая финансовые) и человеческими, — каждая из которых может осуществляться как управление либо индивидуальной, либо коллективной деятельностью людей.
Терминология. Существующие в науке и практике управления понятия "менеджмент", "администрирование", "руководство" относятся только к классу социального управления, и в этом смысле понятие "менеджмент" может рассматриваться как тождественное понятию "социальное управление" ("социальный менеджмент"). В этой связи различают три основных вида менеджмента, соответствующих трем основным сферам общества: социально-политический (административно-государственное управление, управление политической сферой), социально-экономический (управление материальным производством, экономической сферой) и социально-культурный (управление духовным производством, культурной сферой). Понятие "администрирование" наиболее полно соответствует понятию "власть", поскольку его основная функция состоит в определении политики той или иной социальной системы, а понятия "руководство" и "менеджмент" больше относятся к непосредственному управлению людьми, к технологической организации объекта социального управления. Иными словами, понятия "менеджмент", "управление", "администрирование" и "руководство" могут рассматриваться как в широком, так и в узком смысле.
Понятие "управление" в широком смысле охватывает всю систему классов и явлений управления в неживой природе, в живых организмах и в обществе, а понятие "социальноеуправление" — все виды и формы управления социальными системами. В узком смысле понятие "управление" характеризует лишь технологическую организацию объекта управления.
Понятие "менеджмент" в широком смысле означает всеобщий принцип социального управления и в этом значении тождественно понятию "социальное управление", означая власть и искусство управлять людьми. В более узком смысле термин "менеджмент" относится к области управления производством (как материальным, так и духовным, не распространяясь на политическую сферу, где в этом смысле более употребим термин "администрирование"), а также к непосредственной организации работы по достижению поставленных целей (но не к их разработке).
Понятие "администрирование" в широком смысле означает административно-государственное управление (т. е. теорию и практику социально-политического менеджмента, политического руководства обществом), а в более узком — разработку и постановку целей, определение политики социальной организации. В этом, более узком смысле, понятия "управление", "менеджмент", "руководство" играют относительно понятия "администрирование" подчиненную роль, обозначая деятельность скорее исполнительскую, направленную на реализацию поставленных целей, разработка которых в этом смысле относится к области администрирования.
Понятие "руководство" в широком смысле означает систему институтов власти различной иерархии и сферы деятельности (политическое, военное, хозяйственное руководство и т. д.), а в более узком — непосредственное управление людьми (руководство производственной бригадой, участком; руководство оркестром, кружком художественной самодеятельности: руководство профсоюзной ячейкой, неформальной группой и пр.). Представим основные понятия науки управления в их широком и узком смысле. Менеджмент как всеобщий принцип социального управления
Выводы. Таким образом, менеджмент является процессом планирования, организации, мотивации и контроля, направленным на разработку и достижение целей социальной системы через других людей [66]. Власть представляет собой центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало всякой административной (по сути, политической) деятельности и обладает универсальным свойством всеобщности, т. е. способностью проникать во все виды и формы человеческой деятельности, возникая из логики отношений между людьми или социальными группами, обще-CI isom и сто частями, т. с. субъек гам и, наделенными сознанием и волей, что сближает ее с феноменом лидерства. Общие организационные, регулятивные и контрольные функции власти (экономической, политической, духовной и т. д.) конкретизируются в различных видах управленческой деятельности, обеспечивающих реализацию поставленных задач и целей.
Таким образом, объектами изучения теории власти и социального управления являются различные социальные системы (предприятие, общественная организация, отрасль производства, регион, государство и т. д.), а предметом — система управления различными социальными сферами и структурами, обществом в целом.
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Каждый класс и вид управления предполагает глубокое знание как объекта, так и субъекта управления. В социальном управлении объект является одновременно его субъектом, так как и в том, и и другом случае речь плеч о людях и составляемых ими социальных общностях (системах).
Каждый человек имеет определенный пол, возраст, направленность, способности, темперамент и характер, а также различной степени развитости основные психические сферы — эмоциональную, волевую и познавательную. Эти же характеристики присущи и всему человечеству, представляющему собой сообщество конкретных людей, наделенных вполне определенными социально-психологическими характеристиками. Поэтому любую социальную общность и группу (расы, метаэтническис, этнические, субэтнические общности, организации и коллективы) следует рассматривать со стороны не только социально обусловленных качеств, но и природных, биологических и психологических особенностей.
Знание природно обусловленных качеств объекта управления позволяет осуществлять управленческое воздействие на научной основе, поскольку представители разного пола, возраста, типа способностей и темперамента требуют и разных управленческих стратегий. К тому же, по нашему глубокому убеждению, все природно обусловленные особенности объекта и субъекта управления отражаются и в социально обусловленных характеристиках, подтверждая известный тезис о нерасторжимой целостности в человеке природного и социального.
Уровни изучения. Социальные и природно-психологические явления имеют, как правило, трехуровневый характер изучения: глобальный (макроуровень), индивидуально-групповой (микроуровень) и промежуточный, средний (мезоуровень). Трехуровневая структура характерна практически для всех объектов и субъектов социального управления — этнических и социальных общностей (мсгаэтносы, этносы, субэтносы: общество, его основные сферы, социальные группы). ;1ля организации общества (макро-, мезо- и микроуровни власти), для экономики (макро-, мезо- и микроэкономика), для социальной структуры (высший, средний и низший классы) и т. д. Иными словами, какой бы объект социального управления мы не взяли, везде обнаруживается его трехуровневое строение. (Даже обратившись к конкретному индивиду, мы будем вынуждены также изучать его на трех основных уровнях: биологическом, психологическом и социальном. То же относится и ко многим его "составляющим". Например, различают потребности биологические, социально-психологические, социальные и т. д.)
Выделение трех основных уровней структуры различных биосоциальных систем не исключает наличия соответствующих подуровней, относящихся к тому или иному уровню изучения социальных феноменов.
Составные. Кроме трехуровневой структуры, присущей объектам и субъектам управления, они имеют еще ряд общих особенностей, к которым относится трех-сферное построение психических и социальных целых. Так, психика человека как единое целое включает в себя эмоциональную, волевую и познавательную сферы, которые соответствуют материальной (экономической), политической (организационно-управленческой) и духовной (социально-культурной) сферам общества как социального целого (схема 3). При этом как в индивиде, так и в обществе действует диалектический закон единства и борьбы противоположностей, являющийся глубинным механизмом психологического и социального развития. Согласно этой закономерности каждое природное и социальное явление имеет противоположность (фемининность — маскулинность, интроверсия — экстраверсия, рационализм — иррационализм, духовное — материальное, государство — гражданское общество, структуры формальная — неформальная и т. д.). Эта закономерность действует и относительно трехсферной структуры психологических и социальных явлений. Так, каждая психическая сфера содержит следующие пары противоположностей: эмоциомальная — рациональные чувства и иррациональные ощущения (сенсорика); волевая — сознательную волю и бессознательные инстинкты; познавательная — рациональное мышление и иррациональную интуицию. То же относится и к основным социальным сферам, где, например, в духовной области (познавательная сфера) соседствуют, с одной стороны, религия и философия (интуитивное начало), а с другой — наука и технические изобретения (интеллектуальное начало).
В обществе носителями базовых ценностей и соответствующих им сфер человеческой деятельности являются определенные социальные группы (классы, слои, касты, страты и т. п.). Преобладание в обществе тех или иных ценностей свидетельствует прежде всего о доминировании в нем соответствующих социальных слоев и определенных социальных сфер.
Базовые ценности и социальные циклы. Базовые ценности заложены в глубинах коллективного бессознательного, так называемых архетипах, которые, являясь неосознаваемыми, формируют через интересы вполне осознанные потребности биологического, социально-психологического или социального (духовного) уровней. Все базовые ценности содержатся в коллективном бессознательном одновременно, и все они друг другу противостоят. Доминирование в определенный исторический период определенных ценностей обусловливает смену господствующих религиозно-этических систем, типов культур (по П. Сорокину), социальных сфер и социальных слоев. При этом смена ценностей и связанных с ней основных "социальных параметров" носит, как правило, системно-циклический характер. Социальные циклы могут быть разной продолжительности и разного масштаба. Например, культурный цикл Западного полушария олицетворяет смену социальных суперсистем — духовно-интуитивной идеационалыюй, рационально-эмоциональной идеалистической и чувственно-сенсорной. Религиозный цикл указывает на смену мировых религиозно-этических систем: буддизма (познавательная сфера), христианства (эмоциональная сфера), ислама (волевая сфера). Сословный цикл представляет собой чередование господствующих социальных слоев и социально-исторических времен: иерократи-ческий слой священнослужителей (духовные времена, Золотой век по античным представлениям) сменяется аристократическим слоем военных и административных деятелей (романтические времена, Серебряный век), который уступает место бюргерскому слою, т. е. "третьему сословию" (гражданские времена, Бронзовый век), а последний — люмпенизированным и маргинальным слоям (преступные времена, Железный век). Управленческий цикл указывает на смену ведущих позиций представителей различных управленческих профессий, что соответствует смене основных составляющих системы управления (технико-технологической, экономической, организационной и социальной): техники и технологи (инженеры), экономисты и финансисты, юристы и, наконец, "человековеды" (психологи и социологи).
Выводы. Смена неосознаваемых ценностей, заложенных в архетипах коллективного бессознательного, реализуется в осознаваемых через интересы потребностях, продуцируемых личностным, индивидуальным бессознательным. Поэтому отбор и "культивирование" социально одобряемых потребностей может' косвенно способствовать формированию в обществе необходимой системы ценностей и постепенному переводу социума (общности, организации, группы) с биологического уровня потребностей (преобладание политической сферы деятельности) через социально-биологический (доминирование экономики) на социальный (торжество духовных ценностей общества).
Структура психики человека как существа одновременно биологического и социального соответствует в основном структуре общества, т. е. организм индивидуальный во многом тождествен организму общественному. Человек предстает как бы связующим звеном между природой и обществом, соединяя в себе природное и социальное в их нерасторжимом единстве.
УЧЕТ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
Поскольку объектами социального управления являются человек и общности людей, постольку каждый управляющий должен знать историю возникновения людей, их природные и социально-психологические различия, особенности культуры различных представителей человечества, национальные и расовые отличия ныне живущих индивидов. Познание этих особенностей позволяет более эффективно управлять людьми и коллективами, ориентируясь на их специфические интересы, биологические и социально-психологические качества.
Расы и народы. В наиболее общем виде теория происхождения человеческих рас представляется следующим образом. Доисторическое разделение некогда единой суши способствовало формированию двух основных расовых стволов, представители которых различались рядом биологических (например, дпинноголовость — ко-роткоголовость, высокорослые — низкорослые) и психофизиологических (например, экстравертированность — интровертированпость, рационализм — иррационализм) признаков. Дальнейшее смешение первоначальных человеческих рас привело к многообразию живущих ныне народов, которые вместе с тем сохраняют те или иные "наследственные" особенности, проявляющиеся в природных различиях темперамента, задатков и других психологических признаков.
В современном человечестве существует пять различающихся рас: черная (негроидная), коричневая (австралоидная), красная (американоидная), желтая (монголоидная) и белая (европеоидная). Эти расы объединяются в три большие расы человека. Первые две (негроидная и австралоидная) образуют наиболее древнюю человеческую расу — экваториальную (африкано-океанийскую), две вторые (американоидная и монголоидная) — следующую по времени возникновения большую человеческую расу — азиатско-американскую, последняя (европеоидная) — самую молодую евразийскую расу.
Западный расовый ствол включает в себя расы негро-австралоидпую (экстравер-тированную и иррациональную) и европеоидную (экстравергированную, но рациональную); восточный — американоидную (интровертированную, иррациональную) и родственную монголоидную (интровертированную, но рациональную). Иными словами, в структуре человеческой психики и всего человечества, а также составляющих его общностей действует единый принцип единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым экстраверсия (Западное полушарие) противостоит интровер-сии (Восточное полушарие), а рационализм Северного полушария — иррационализму Южного'. Это утверждение справедливо, на наш взгляд, для всех сфер психической и социальной жизни (например, всегда единые при своем возникновении религии и идеологии впоследствии закономерно подразделяются на два основных вероучения; государство имеет своей противоположностью гражданское общество; единое человечество включает в себя разнонаправленные мужскую и женскую половины и т. д.).
Таким образом, современная наука различает три большие расы человека: негроидную, монголоидную и европеоидную. Европеоиды, в свою очередь, так же как большие человеческие расы, подразделяются на три субрасы: южную (преимущественно длинноголовую), северную (среднегодовую) и промежуточную (в основном короткоголовую). Это трехчленное расовое деление напоминает трехчленную структуру психической сферы. Так, эмоциональный компонент наиболее соответ-
1 Единство и борьба противоположных по ряду признаков населения земных полушарий обусловливает, вероятно, периодически сменяемое противостояние Запада и Востока, Севера и Юга. Например, отмечаемое в настоящее время "примирение" Востока и Запада должно, видимо, смениться антагонизмом Севера и Юга, который по прошествии определенного исторического этапа вновь сменится противостоянием Запада и Востока.

ствует большой негроидной расе и европейской южной субрасе, волевой компонент более выражен у большой монголоидной расы в целом и у северной европейской субрасы, а познавательный компонент превалирует у большой европеоидной расы и у промежуточной европейской субрасы.
Каждая из основных психических сфер человека — познавательная, эмоциональная и волевая — простирается как в области сознания, так и бессознательного. Как отмечалось, эмоциональная сфера представлена в сознании чувствами, а в бессознательном — ощущениями, волевая сфера — соответственно волей и инстинктами, а познавательная — интеллектом и интуицией. Те же компоненты основных психических сфер присутствуют и у больших человеческих рас как целостных образований: в "эмоциональной" экваториальной расе чувственный компонент более присущ негроидам, а сенсорный — австралоидам; в "волевой" азиатско-американской расе собственно волевое начало более развито у монголоидов, а инстинктивное — у амери-капоидов; в "познающей" евразийской расе рациональное начало более развито у европеоидов, а иррациональное — у ее азиатской части.
Три основные психические сферы присутствуют у каждой из человеческих рас одновременно, но одна из них несколько доминирует над остальными, что придает представителям соответствующей расы определенное психологическое своеобразие. То же происходит и "внутри" рас среди составляющих ее субрас. Например, по общеэтническому и общеязыковому корню все европейские народы условно делятся па три метаэтнические группы — романскую, германскую и славянскую, что также отвечает трехчленной структуре психической сферы: эмоциональная преобладает у романских народов, волевая —у германских и познавательная — у славян. Преобладание у определенной группы народов той или иной психической сферы обусловливает метаэтнические и этнические особенности, проявляющиеся в темпераменте, задатках, способе решения стоящих перед этносом задач. Выявленные различия групп народов по доминирующим психическим сферам помогают понять особенности метаэтнического менталитета, духовной ориентации народов, национального характера и поведения. Например, разделение христианства в Европе на православие и католицизм (от последнего откололся протестантизм) совпадает в основном с этнолингвистическим делением европейских народов на указанные мстаэтносы — романский с преобладанием католицизма, германский с доминированием протестантизма и славянский, ориентирующийся на православие.
Кроме отмеченных особенностей каждая большая раса как биологическое целое содержит мужское и женское начала, которые действуют по принципу "единства и борьбы противоположностей": при доминировании мужского (маскулинного) начала у расы преобладают "мужские" ценности (агрессия, экспансия, культ силы), а при преобладании женского (фемининного) начала — соответственно "женские" ценности (защита, интроверсия, достаток). Циклы доминирования фемининности — маскулинности в обозримой социальной истории особенно заметны на примере желтой расы, когда период всемирных завоеваний, захватнических войн и грабежей сменился расовой и национальной замкнутостью, "уходом в себя", отгороженностью от мира (китайская "Великая стена", японская многовековая самоизоляция и т. д.). В современном мире комплекс маскулинных ценностей наиболее характерен для европеоидной расы, что выражается в Новом и Новейшем времени экспансией белой расы,

в способе решения сю межнациональных конфликтов (с позиции силы), процессах колонизации и захвата чужих территорий. В то же время политика последних лет ведущих европейских стран указывает на определенное "затухание" маскулинного комплекса и появление некоторых фемининных черт (миротворчество, культ достатка, обеспечение коллективной защиты), что является, возможно, предвестником окончания "мужского" и наступления "женского" периодов в истории белой расы. Иными словами, возраст расы (более молодой или более старый), ее фемининность — маскулинность (преобладание либо мужского, либо женского начала), а также особенности развития той или иной психической сферы характеризуют соответствующие периоды расовой истории — или преимущественно "военные", или преимущественно "домашние".
Понятиям "фемининность" — "маскулинность" в известной степени соответствуют понятия "правополушарного" и "левополушарного" поведения (в первом случае доминирует ориентация на эмоции, во втором — на логическое мышление), а также интроверсия и экстраверсия (первая ориентирует на объекты "собственного", внутреннего мира, вторая — на объекты внешнего, "чужого").
Кроме трех основных сфер, присущих психическому миру как целому, различают еще четыре психические основы, четыре природно обусловленных типа темперамента, которые также можно проследить на уровне субрас и составляющих их этносов. Так, каждая большая раса, как отмечалось, включает в себя четыре биологически различающиеся группы: короткоголовых высокого и низкого роста, длинноголовых высокого и низкого роста. В составе каждого народа присутствуют эти четыре основных антропологических корня, но в различных пропорциях, что наравне с рациональностью — иррациональностью, эстравертированиостыо — интровертированно-стью, возможно, определяет также качество и своеобразие каждого национального темперамента.
Таким образом, каждая из основных человеческих рас, составляющих их метаэт-нических групп и народов имеет отличительные черты как в анатомическом, так и в психическом отношении, т. е. в смысле задатков, способностей, некоторых половозрастных и характерологических черт, а следовательно, и в смысле социальной будущности, которая во многом зависит от этих врожденных, природно обусловленных данных (И. Сикорский [87]). Например, из трех главных метаэтносов Европы — романского, германского и славянского — последний наиболее многочисленный и молодой, который, правильно используя свою доминирующую познавательную сферу и развивая наиболее слабую — волевую, может действительно обновить европейский мир, до этого управлявшийся романскими, а затем германскими народами.
В соответствии с преобладанием основной психической сферы каждый этнос развивает деятельность, которая наиболее ей соответствует: волевая — военной, политической, административной; познавательная — научной, религиозной, философской; эмоционально-сенсорная — художественной, коммуникативной, хозяйственной. При этом при переходе этносов из одного исторического возраста в другой возможна смена ведущих психических сфер, что влечет за собой перемену ведущей деятельности этноса.
Культура. Культура как специфический и внебиологический признак человека подразделяется, так же как индивидуальная психологическая сфера и общество, на три основные составляющие — производственную (экономическая сфера), духовную (культурная сфера) и организационную (политическая сфера). Будучи присущими всем людям вообще, у каждой социальной общности эти виды человеческой деятельности оформляются различными, более или менее специфичными именно для данной общности способами, которые в совокупности определяют специфику ведущей деятельности того или иного народа, социального слоя, социальной группы (например, народы-производители, народы-мыслители, народы-завоеватели и т. д.). В структурах любого стратифицированного общества выделяются субкультуры, соответствующие тому или иному сегменту или слою общества — субкультуры профессиональных идеологов (жрецов), профессиональных политиков (администраторов, военных), профессиональных производителей (земледельцев, скотоводов, ремесленников), профессиональных преступников и т. д.
Хозяйственно-культурные типы представляют собой своеобразные социальные системы, связывающие этносы или их части через механизмы культуры и хозяйственную деятельность с природными системами, а также историческими этапами социального развития. Различают три основных хозяйственно-культурных типа: присваивающий (с преобладанием охоты, собирательства, рыболовства, а также захватнических войн), производящий (с преобладанием скотоводства и земледелия, а затем и ремесла) и обменный (с преобладанием торговли и оказанием различных услуг). Трехчленная типология материальной культуры прослеживается на всех этапах исторического развития и соответствует трем основным сферам организации общества, когда преобладание одной из этих сфер формирует также соответствующий хозяйственно-культурный тип этноса. В современных условиях приведенной типологии социально-культурных систем соответствует классификация экономики по преобладанию одного из ее секторов — первичного (преимущественно сельское хозяйство), вторичного (промышленное производство) и третичного (торговля и услуги).
Социально-хозяйственным типам в циклах материальной культуры соответствуют определенные типы духовной культуры (например, суперсистемы П. Сорокина — идсациональная, идеалистическая и сенсорная), которым, в свою очередь, соответствуют определенные типы социального правления (политические циклы чередования теократии, аристократии, демократии), а также определенные типы социального характера (с преимущественной ориентацией на традицию, на себя или па других), а также демографические циклы воспроизводства этносов, по Д. Рисмену.
Религиозно-этические системы, например, также обнаруживают биологические и психологические корни, проявляющиеся в соответствующих социально-исторических условиях. Так, христианство появилось и преимущественно распространилось в Европе среди наиболее "рациональной части" белой расы, а ислам и буддизм — в Азии, в се более "иррациональной составляющей".
Кроме того, в истории всех мировых религий всегда происходит деление изначально единого учения на два объективно конфликтующих течения (в христианстве— православие и католицизм, в исламе — суннизм и шиизм, в бу;1дизме......
хинаяна и махаяна), что, возможно, указывает на единство и борьбу двух противоположных начал в сложившихся религиозных метаэтносах — мужского и женского, интровертироваппого и экстравертированного, правополушарного и левополушар-ного, рационального и иррационального. Дальнейшее дробление религиозно-этических систем, возможно, происходит в соответствии с доминированием у разных пародов различных психических сфер.

Религии — это важнейшие, наиболее общезначимые способы артикуляции самых глубинных мотивов, заложенных в коллективном бессознательном (архетипах). В конечном итоге, религии определяют как доминирующие в обществе ценности, типы культур, так и основные направления, поворотные пункты всемирной истории (М. Вс-бер). Иными словами, общее направление социально-исторического развития определяется идеями, заложенными в архетипах и выраженными в основных ценностях, проповедуемых периодически сменяющимися религиозно-этическими системами.
Соответствующие религиозно-этические системы формируют определенный тип направленности в обществе и, как следствие, определенный тип социального характера. Так, индуизм и буддизм имеют ярко выраженную интровертную направленность и соответствующую социальную ориентацию, ислам и христианство — экстра-вертную направленность и социальную ориентацию "на других", конфуцианство и даосизм занимают промежуточное положение, характеризующееся "приспособлением к миру" и социальной ориентацией "на традицию". Все три типа отношения к окружающему и внутреннему миру отражают определенный тип установки (М. Вебер), который является продуктом коллективного бессознательного (К. Юнг).
Религиозно-этические системы, кроме того, отражают доминирующее положение определенного социального слоя для конкретного исторического периода. За этими системами стоят базовые ценности, руководящие идеи, архетипы, выраженные в вечных категориях Истины, Красоты, Добра, Справедливости.
Различия между национальными культурами состоят прежде всего в различиях между базовыми ценностями, а также в обусловленных ими системах символов, героев и ритуалов. Сформировать любую социальную общность — от производственного коллектива до государства — невозможно без создания определенной системы ценностей, отражающейся в соответствующих символах, героях и ритуалах. При этом система ценностей напрямую зависит от психологических и социальных особенностей общности, что проявляется в ее половозрастной ориентации, социальном характере и других природно и исторически обусловленных качествах. Поэтому социальное управление всегда должно учитывать социально-психологические особенности объекта и основываться на стратегии формирования соответствующих ценностей посредством создания специально культивируемой системы символов, героев и ритуалов.
Разделение труда и общества. Разделение труда также основывалось вначале на биологических и психологических различиях, что впоследствии привело к различиям социальным. Так, первичный разделением труда явилось разграничение между преимущественно мужским и преимущественно женским трудом, а также разграничение различных возрастных классов (молодежь, зрелые люди и старики). Начальные формы хозяйственной деятельности в виде охоты, рыболовства и собирательства оформились затем в крупное общественное разделение между земледельцами и скотоводами, оседлостью и кочевничеством. Со временем появились городские торговые центры, ремесло отделилось от сельского хозяйства, расширился обмен между этносами и историко-культурными регионами. Процесс разделения труда в хозяйственной сфере протекал одновременно с такими же процессами в сфере духовной и организационной культуры, что обусловило со временем социальное расслоение.
Социальное расслоение, являющееся необходимой закономерностью развития любой социальной общности и основывающееся на неравенстве человеческих способОсновными составляющими биосоциального феномена, каковым есть человеческое общество, являются базовые потребности человека, которые проектируются на социальную активность, ведущую к начальному разделению труда; начальное разделение труда как производное неравенства способностей, которое проектируется на организацию трех основных сфер социальной деятельности — материальную, организационно-управленческую и духовную; разграничение трех основных сфер организации общества, которое проектируется на обособление хозяйственных, политических и духовных руководителей, представляющих собой противопоставленную массам организационно-управленческую элиту общества'; циклически сменяющиеся архетипы коллективного бессознательного, которые проектируются на основные ценности социума и формируют отвечающую определенному историческому периоду систему социальных норм и образа жизни в целом.
От характера труда и его разделения зависят структура общества, различия социальных слоев по типу, нравам, убеждениям и характеру. Совместная трудовая деятельность обязательно приводит к разделению труда, поскольку всякий труд необходимым образом складывается из различных операций. Труд, таким образом, приобретает смысл лишь при наличии его организации (К. Ясперс).
Модель хозяйствования (т. е. социально-экономическая стратегия), применимая для одной страны, может оказаться несостоятельной и недейственной для другой из-за различий в проявлении фактора культуры. Это обстоятельство в полной мере касается и отдельных производственно-хозяйственных систем, расположенных в разных регионах и странах.